Вчера под Ярославлем разбился самолет Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту. Из находившихся в лайнере 43 пассажиров и членов экипажа выжило лишь двое
Первенство Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) 2011/12 началось с трагедии. Вчера в 16.05 МСК при вылете из ярославского аэропорта «Туношна» разбился самолет Як-42Д авиакомпании «Як-сервис» с основным составом хоккейной команды «Локомотив», сообщил представитель Росавиации. Хоккеисты направлялись в Минск на матч первого тура КХЛ с местным «Динамо». Встреча должна была состояться сегодня. По словам представителя МЧС, на борту было 45 человек; выжило лишь двое — нападающий «Локомотива» Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Оба находятся в тяжелом состоянии, сообщило «РИА Новости» со ссылкой на представителя «Скорой помощи».
Менее чем через час после трагедии в Уфе начался матч за Кубок открытия между местным «Салаватом Юлаевым» и подмосковным «Атлантом». На 15-й минуте первого периода президент КХЛ Александр Медведев прервал игру. Но календарь игр изменен не будет, говорится в заявлении КХЛ.
Ярославское «Торпедо» было основано в 1959 г. В 2000 г. его спонсором стало Министерство путей сообщения, команда была переименована в «Локомотив». Позднее РЖД стала владельцем. Команда трижды становилась чемпионом России. В стартующем сезоне она считалась одним из фаворитов турнира, считает гендиректор Sports.ru Дмитрий Навоша. Летом тренером «Локомотива» стал канадец Брэд Маккриммон, команда усилилась звездами: вратарь Стефан Лив из Швеции — чемпион Олимпийских игр в Турине в 2006 г.; защитник Руслан Салей из Белоруссии и нападающий Павол Демитра из Словакии (несколько лет играли в НХЛ); нападающий Ян Марек из Чехии.
Навоша надеется, что лига поможет восстановить команду. Он напоминает, что после гибели в авиакатастрофе футбольного «Пахтакора» (Ташкент) в 1979 г. другие клубы уступили команде некоторых игроков. Президент РЖД Владимир Якунин пообещал возродить команду, передал «Интерфакс». Представитель РЖД от дополнительных комментариев отказался. Команда будет восстановлена — надо решить, как это сделать, говорит представитель КХЛ.
Компании, возможно, предстоит потратиться не только на создание новой команды, но и на компенсации родственникам погибших. В регламенте КХЛ говорится, что в случае смерти хоккеиста «во время участия в учебно-тренировочном и (или) соревновательном процессе» родственникам выплачивается в течение трех месяцев единовременная компенсация в 200% от суммы зарплаты за сезон. Вчера же страховая группа «Уралсиб» объявила, что страховала эту ответственность. Компания изучает обстоятельства происшествия и условия договора и выполнит все обязательства по полису в полном объеме, сказала «Ведомостям» гендиректор СГ «Уралсиб» Сирма Готовац. Впрочем, на прямой вопрос, будут ли выплачены деньги, она ответить не смогла. Сумму страхового покрытия Готовац также не уточнила.
РЖД и Ярославская область ежегодно тратила в среднем $50 млн на «Локомотив»; 85% из суммы уходило на гонорары хоккеистам, указывает Навоша.
В современной России таких трагических прецедентов еще не было, говорит Навоша: возможны сложности при трактовке норм. Впрочем, он уверен, что в итоге компенсации будут выплачены.
Вчера же Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту падения самолета. По предварительным данным, катастрофа случилась из-за того, что самолет не сумел набрать безопасную высоту при отрыве от взлетно-посадочной полосы, столкнулся с антенной радиомаяка, развалился на части и упал, сказал представитель Росавиации. Эксплуатация лайнеров этого типа будет приостановлена до устранения недостатков, выявленных в ходе проверок, сообщил Ространснадзор.
По сведениям «Ярновостей», ссылающихся на очевидцев катастрофы, от Як-42 осталась груда обгоревшего железа, половина самолета находится в Волге (по данным «Прайм» на 20.00 МСК, со дна реки подняли тела 32 человек). Комиссия Межгосударственного авиакомитета должна ответить, почему экипажу не удалось набрать необходимую высоту. Катастрофа могла произойти из-за отказа техники, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в администрации ярославского аэропорта.
Разбившийся Як-42 был выпущен в 1993 г., замечаний к техническому состоянию перед вылетом не было, отметил представитель Росавиации: 1 октября у самолета истекал сертификат летной годности, но обычно — после техосмотра — действие документа продлевается. «Як-сервис» взял самолет в лизинг у Космического центра им. Хруничева, передал «Интерфакс». Авиакомпания занимается чартерными бизнес-перевозками на самолетах Як-40 и Як-42Д, базируется во «Внуково», ее сертификат эксплуатанта истекает в июле 2012 г. По данным СПАРК, 80% акций ЗАО «Як-сервис» — у ООО «Як авиа сервис», которым, в свою очередь, владеет гендиректор Максим Чуканцев. Связаться с ним не удалось. В «Як-сервисе» от комментариев отказались.