Ежегодные отчеты Deloitte, которые одна из дотошнейших аудиторских компаний мира публикует вот уже 12 лет кряду, – «отче наш» для всех, кто интересуется футболом как бизнесом. Да и футболом как таковым тоже: ведь проштудировав эти документы, значительно проще понять, за счет чего английская премьер-лига стала главной в мире, сколько «Реал» сможет заплатить за Криштиану Роналду, почему «Милан» был готов продать Кака, каковы шансы российских клубов выйти на самоокупаемость и что ждет футбол в период кризиса.
Deloitte, по традиции, публикует данные о 20 самых доходных клубах мира (именуя этот реестр не иначе как Football Money League) в феврале, опираясь на цифры по последнему полному сезону – в нашем случае это сезон-2007/08. Полную двадцатку вы можете увидеть здесь, а скачать файл с выкладками на английском языке – здесь. Из него взяты большинство приведенных в этом тексте цифр, ведь данные Deloitte в мире футбола принято считать самыми надежными. Они могут расходиться с какими-то цифрами, которые публикуют сами клубы, поскольку Deloitte переводит все суммы в евро по курсу на конец оцениваемого сезона, а еще не учитывает в своих отчетах доходы от трансферов – рассматривая их как инвестиции, а не обычую операционную деятельность клуба. В течение недели в этом блоге мы постараемся попристальней присмотреться к бюджетам всех 20 наиболее высокодоходных футбольных предприятий мира – но начнем, конечно, с топ-5. Здесь и далее все суммы приведены в евро. 1. «Реал» – 365 млн
Динамика за последние 5 лет: 236 – 276 – 292 – 351 – 366 (все суммы – в млн евро) Телетрансляции: 135,8 млн (37% от всех доходов клуба) Билеты и абонементы: 101 млн (28%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 129 млн (35%) Посещаемость и вместимость: 76 200 (80 000)
Спортивные результаты: В сезоне-2007/08 «Реал» взял испанское чемпионство (второе кряду и 31-е в истории), но в Лиге чемпионов вылетел в первом же раунде плей-офф – в пятый раз подряд.
Положение вещей: 4-процентного роста доходов по сравнению с предыдущим сезоном (в абсолютных цифрах – на 14,8 млн евро) «Реалу» хватило для того, чтобы оставить за собой звание богатейшего клуба в мире на протяжении четвертого года кряду. Извечные конкуренты по Football Money League из Манчестера нарастили доходы куда значительне – но были отброшены на вторую строчку падением курса фунта. Больше всего «Реал» прибавил в доходах от продаж билетов и абонементов (на 23%) – за счет создания новых корпоративных лож на «Сантьяго Бернабеу». Незначительный рост зафиксирован в поступлениях от телевидения – сумма ежегодных отчислений в 7-летнем (действует до конца сезона-12/13) 1,1-миллиардном контракте королевского клуба с Mediapro повышается год от года. Но наиболее впечатляющих результатов «Реал» добился в направлении, обозначенном у нас как «спонсорство, мерчандайзинг и т.д.» (под «т.д.» стоит понимать прочие коммерческие доходы – вроде туров по стадиону, в том же Мадриде вполне популярных). Там у «Реала» не рост, а 5-процентное падение – но это все равно успех для сезона, омраченного утратой титульного спонсора (BenQ Mobile разорился) и Дэвида Бекхэма.
«Реал», в отличие от «МЮ» – некоммерческая организация, что позволяет ему и дальше поднимать ставки по трансферам и зарплатам
В отличие от того же «МЮ», «Реал» не приносит прибыли (клуб зарегистрирован как некоммерческая организация) и весь свой заработок реинвестирует в развитие команды, что позволяет ему и дальше поднимать ставки по трансферам и зарплатам новых «галактикос» – будь то Криштиану Роналду или Кака. Даже с позиций сегодняшних, кризисных реалий покупка такой спортивной и маркетинговой звезды, пусть за рекордные деньги, пусть с помощью кредита, может выглядеть оправданной с коммерческой точки зрения. Во-первых, в ситуации, когда никто из трех-пяти лучших игроков мира на данный момент не является игроком «Реала», ему нужна новая суперзвезда для подтверждения своего галактического статуса. Во-вторых, те же Кака и Криштиану, в конечном счете, неплохо играют в футбол – и, может быть, помогут мадридском клубу преодолеть в конце концов злосчастный первый раунд плей-офф Лиги чемпионов. 2. «Манчестер Юнайтед» – 325 млн
Динамика за последние 5 лет: 251 – 246 – 243 – 315 – 325 Телетрансляции: 115,7 млн (36%) Билеты и абонементы: 128,2 млн (39%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 80,9 млн (25%) Посещаемость и вместимость: 75 700 (76 200)
Спортивные результаты: Победитель чемпионата Англии и Лиги чемпионов.
Положение вещей: Если бы не 15-процентное падение курса фунта за отчетный год, звание самого доходного футбольного клуба планеты вернул бы себе «МЮ». Экономические результаты «Юнайтед» в сезоне-2007/08 оказались не хуже спортивных: 21% роста, если считать в фунтах, причем прогресс конснулся всех трех основных источников доходов.
Доходы от продажи билетов, и без того беспрецедентные для Старого Света, выросли еще на 10% – до 128,2 млн евро. То есть в среднем каждый из 29 матчей сезона на «Олд Траффорд» приносит «Юнайтед» почти 4,5 млн евро только от билетов и абонементов. Ни один из клубов делойттовской двадцатки не зарабатывает на этой статье так много – ни в абсолютных, ни в относительных цифрах. Лишь у «Реала», «Барселоны», «Милана» и «Интера» есть арены, сопоставимые по вместимости с манчестерским 76-тысячником – но билеты там стоят дешевле, а аншлаги случаются реже.
Каждый из матчей на «Олд Траффорд» приносит «Юнайтед» почти 4,5 млн евро только от билетов и абонементов
Доходы манкунианцев от спонсорства и мерчандайзинга выросли во многом за счет ударной продажи новых найковских футболок и спонсорского контракта с AIG, приносящего 18 млн евро в год. На заре кризиса эта американская финансовая корпорация едва не разорилась и была национализирована, так что следующий сезон станет последним в ее сотрудничестве с «МЮ». Но у клуба есть еще предостаточно времени, чтобы подыскать не менее щедрого партнера. Тем паче, что пул прочих спонсоров клуба постоянно пополняется. За последнее время к нему добавились Saudi Telecom и швейцарский часовой бренд Hublot, а Budweiser продлил контракт еще на год.
Значительнее всего выросли поступления от телевидения – как в результате общего подорожания телевизионных прав АПЛ (доля «Юнайтед» составила 62 млн евро), так и в результате победы в Лиге чемпионов (призовые за этот турнир, в случае «МЮ» составившие 43 млн евро, Deloitte в своих подсчетах целиком относит к разряду доходов от трансляций). Но, несмотря на внушительный рост доходов из этого источника, «МЮ» зарабатывает на продаже телеправ меньше «Реала», «Барселоны» и «Милана». Не сказать, чтобы телевизионная востребованность манчестерского клуба была меньше – скорее, напротив, особенно если учесть перспективнейший азиатский рынок. Дело в структуре продаж телеправ. Испанские и итальянские суперклубы продают права на показ своих матчей напрямую – стягивая на себя почти все телевизионные деньги на национальных рынках, оставляя «сиенам», «кальяри», «рекреативо» и «расингам» жалкие крохи. Тогда как в Англии полный пакет медийных прав реализует лига, распределяя доходы между всеми ее участниками куда более равномерно (даже клуб, покидающий АПЛ, получает так называемые «парашютные выплаты» – чтобы не разориться из-за снижения доходов в связи с вылетом). Фактически, при нынешней модели распределения денег английские суперклубы недополучают денег, субсидируя «блэкберны» и «сандерленды». Но, вполне возможно, что выиграют они в конечном счете больше: наличие в АПЛ конкуренции и вполне звездных игроков почти в каждой команде позволяет этой лиге наращивать международную аудиторию быстрее прочих. 3. «Барселона» – 309 млн
Динамика за последние 5 лет: 169 – 208 – 259 – 290 – 309 Телетрансляции: 116,2 млн (38%) Билеты и абонементы: 91,5 млн (29%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 101,1 млн (33%) Посещаемость и вместимость: 67 300 (98 800)
Спортивные результаты: В чемпионате Испании «Барселона» стала лишь третьей, а в Лиге чемпионов и Кубке Короля дошла до полуфиналов – уступив в обоих случаях победителю турнира.
Положение вещей: В отчете Deloitte cезон-2007/08 для «Барселоны» деликатно назван словом «переходный» – ни одной из своих целей команда не добилась. Что напрямую сказалось на доходах от продажи билетов и абонементов: средняя посещаемость «блауграна» по сравнению с предыдущим сезоном упала с 74 100 зрителей до 67 300. Но доходы в целом выросли, и прежде всего – за счет телевидения: сумма в контракте «Барселоны» с Mediapro увеличивается год от года. Несколько подросли также доходы от спонсорства и мерчандайзинга – феноменальные (больше на этой статье зарабатывают лишь «Бавария» и «Реал») для клуба, который до сих пор не размещает на своих футболках лого коммерческого клиента.
Доходы «Барселоны» от спонсорства – феноменальные для клуба, который не размещает на своих футболках лого клиента
На нынешний сезон в «Барселоне» забюджетировали рост доходов до 380 млн евро. Сверхамбициозная планка, взяв которую, каталонский клуб может (впервые в своей истории) выйти в следующем рейтинге Deloitte на первую строчку. Но предпосылки для этого роста у «Барсы» имеются, и фантастическая игра команды Гвардиолы – лишь одно из них. Контракт с Mediapro должен принести еще больше денег. Повысил свои обязательства и технический спонсор Nike, гарантировавший команде не менее 30 млн евро в год. Готовится проект реконструкции стадиона, который позволит увеличить количество лож и трибун повышенной комфортности – что, несомненно, скажется на билетных доходах. А в освоении новых рынков у «Барселоны» есть идеи покреативнее обыкновенных выставочных матчей – например, создание в MLS команды по собственной франшизе. 4. «Бавария» – 295 млн
Динамика за последние 5 лет: 166 – 190 – 205 – 223 – 295 Телетрансляции: 49,4 млн (17%) Билеты и абонементы: 69,4 млн (23%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 176,5 млн (60%) Посещаемость и вместимость: 69 000 (69 000)
Спортивные результаты: Победа в бундеслиге, поражение от «Зенита» в полуфинале Кубка УЕФА.
Положение вещей: Вернувшись в пятерку самых доходных клубов Европы, «Бавария» доказала: роль Лиги чемпионов в доходах клуба значительна – но не абсолютна. Впервые за 10 лет оказавшись вне главного евротурнира, «Бавария» все равно сумела нарастить свои доходы на 32%. Главный драйвер роста – доходы от спонсорства, мерчандайзинга и другой коммерческой деятельности: никому в мире все это не приносит сейчас таких денег, как «Баварии». Самый популярный немецкий клуб выкупил у земляков из «Мюнхена-1860» 50% акций компании, владеющей Альянц-Ареной (другие 50% были у «Баварии» изначально), что позволило Deloitte консолидировать весь заработок этой компании в клубном бюджете. Заработок немалый: аренда помещений, кейтеринг, туры по стадиону, продажа его названия спонсорам и т.д. приносят 41,6 млн евро в год. Доход от билетов и абонементов благодаря новой арене тоже вырос: только на их реализации «Бавария» зарабатывает на каждом матче более 2,5 млн евро. Это по-прежнему куда меньше, чем ежематчевый доход «МЮ» (билеты в Германии стоят дешевле), но куда больше, чем было прежде.
С приходом Рибери и Тони продажи футболок и прочей символики выросли на 27% и достигли уровня 41 млн в год
Другие доходы от спонсорства у «Баварии» традиционно высоки: один только контракт с T-Mobile приносит около 18 млн евро в год. Мерчандайзинг также приносит мюнхенскому клубу колоссальные деньги: с приходом Рибери и Тони продажи футболок и прочей символики выросли на 27% и достигли уровня 41 млн евро в год. Доходы «Баварии» от телевидения на этом фоне, вопреки общеевропейским тенденциям, кажутся чаевыми. Отчасти – из-за отсутствия команды в Лиге чемпионов (Кубок УЕФА приносит куда меньше денег), но прежде всего – из-за относительно невысокой стоимости телевизионных прав бундеслиги. Как я уже писал раньше, власти Германии не позволили футболу полностью уйти на спутниковое и кабельное ТВ (ничего не напоминает?), из-за чего стоимость телеправ всей бундеслиги не превышает сейчас 410 млн евро в год. 5. «Челси» – 269 млн
Динамика за последние 5 лет: 217 – 221 – 221 – 283 – 269 Телетрансляции: 97,8 млн (36%) Билеты и абонементы: 94,1 млн (35%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 77 млн (29%) Посещаемость и вместимость: 41 400 (41 800)
Спортивные результаты: Второе место в чемпионате Англии после «МЮ» и поражение в финале Лиги чемпионов – от него же.
Для того, чтобы выйти на самоокупаемость, «Челси» надо пореже увольнять тренеров
Положение вещей: «Синие» сделали шажок назад с прошлогодней четвертой строчки; их доходы в фунтах выросли на 12% – но весь рост «съеден» падением этой валюты относительно к евро. В сезоне-2007/08 «Челси» чуть ли не докопеечно повторил прошлогодний уровень доходов от продажи билетов и абонементов: расти ему при относительно небольшой арене и без того высоких ценах особенно некуда. Поступления от продажи телеправ выросли, как и у всех остальных английских клубов, в результате нового контракта премьер-лиги с BSkyB и Setanta. Доходы от прочей коммерческой деятельности также остались на прежнем уровне, а значительными их компонентами по-прежнему остаются 8-летний контракт с Adidas, приносящий около 15 млн евро в год, и пятилетний контракт с Samsung, оцениваемый в ежегодные 13 млн.
Убытки «Челси» по итогам сезона составили около 83 млн евро – что является рекордно низкой суммой за все годы, на протяжении которых клубом владеет Роман Абрамович. Но до запланированного на сезон-09/10 выхода на самоокупаемость по-прежнему далеко. Резервов для роста доходов остается не так уж и много: из своих нынешних рыночных позиций клуб, похоже, выжимает максимум. Остается снижать издержки. Для того, чтобы содержать себя полностью, лондонцам надо подсократить свою ведомость (более 70% заработка «Челси» тратит на зарплаты), ну и, конечно, пореже уволнять тренеров Самые богатые клубы мира, часть 2: от «Арсенала» до «Ювентуса»
Почему «Милан» был готов продать Кака? Откуда у «Арсенала» такие деньги на Аршавина? По кому в Англии ударил кризис? И почему все ведущие клубы Италии мечтают о новых стадионах? Sports.ru продолжает искать ответы на эти и другие футбольные вопросы в экономическом исследовании Deloitte – и приводит массу интересных подробностей.
Обсуждение источников доходов клубов, занявших в Football Money League места с 6-го по 11-е, предварим ссылкой на первую часть исследования и двумя оговорками: 1) Все команды отрейтингованы по доходам, не включающим в себя трансферную деятельность; 2) Все суммы взяты из исследования Deloitte по итогам сезона-07/08 и приведены в евро. 6. «Арсенал» – 264 млн
Динамика за последние 5 лет: 174 – 171 – 192 – 264 – 264 (все суммы – в млн евро) Телетрансляции: 88,8 млн (34% от доходов клуба) Билеты и абонементы: 119,5 млн (45%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 56,1 млн (21%) Посещаемость и вместимость: 60 000 (60 100)
Спортивные результаты: третье место в чемпионате Англии после «МЮ» и «Челси», поражение в четвертьфинале Лиги чемпионов от «Ливерпуля».
Лист ожидания на сезонные абонементы «Арсенала» насчитывает почти 50 000 имен
Положение вещей: если до строительства «Эмирэйтс» «Арсенал» стабильно замыкал десятку самых высокодоходных клубов мира, то сейчас он – явный претендент на топ-5. Новая суперарена удвоила доходы клуба от билетов и абонементов; больше на этом зарабатывает только «Манчестер Юнайтед» со своим легендарным 76-тысячником. «Арсенал», к слову, тоже мог бы предусмотреть вместимость повнушительнее: лист ожидания на сезонные абонементы команды на данный момент насчитывает почти 50 000 имен. Телетрансляции – другой ключевой источник доходов клуба, по которому в последние годы был достигнут заметный рост, но это характерно для всех клубов английской премьер-лиги.
В то же время, новый клуб Андрея Аршавина изрядно отстает от соседей по Football Money League в части доходов от спонсорства и мерчандайзинга, несмотря на неплохие контракты с Emirates и Nike. Реализация футболок и всей прочей атрибутики, вроде изображенной на фото, в сезоне-2007/08 принесла «канонирам» всего 16,5 млн евро – тогда как «Баварии» 41 млн. Отчасти, конечно, такое отставание связано с тем, что клуб не практикует покупку раскрученных звезд.
Эксперты Deloitte исключили из своего отчета доходы, извлеченные «Арсеналом» от продажи жилья, возводимого на месте старого арсенальского стадиона «Хайбери» (19,2 млн евро), хотя в клубном бюджете они фигурируют.
7. «Ливерпуль» – 211 млн
Динамика за последние 5 лет: 140 – 181 – 176 – 207 – 211 Телетрансляции: 96,4 млн (46%) Билеты и абонементы: 49,5 млн (23%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 65 млн (31%) Посещаемость и вместимость: 43 500 (45 400)
Спортивные результаты: четвертое место в чемпионате Англии, поражение в полуфинале Лиги чемпионов от «Челси».
Положение вещей: сравнив цифры соседствующих в делойттовской двадцатке английских клубов, вы еще раз отметите, как много значит арена. Построив новую, «канониры» стали зарабатывать на продаже билетов и абонементов в 2,5 раза больше «Ливерпуля». Разницу предопределяет не только размер арены, но также количество и уровень корпоративных лож, приносящих клубам до 25-35 процентов стадионных сборов. К слову, если в связи с кризисом и ожидается некоторое снижение доходов клубов от билетов/абонементов – то именно за счет этих, дорогих секторов. Вполне вероятно, что не все компании смогут оплачивать ложи по расценкам 1-7 тысяч фунтов за человеко-матч. Серьезного падения спроса на билеты со стороны обычных болельщиков пока не зафиксировано – скорее всего, его и не будет. Уж в Ливерпуле точно: здесь в листе ожидания фигурируют более 60 000 человек!
«Ливерпуль» давно начал подготовку к возведению новой арены на 60 000 зрителей (с возможностью последующего расширения до 73 000), выбрал для нее место по соседству со старым добрым «Энфилдом», утвердил проект и даже запланировал сыграть на ней матч открытия сезона-11/12. Но уже наверняка не сыграет: банки в нынешней ситуации не готовы кредитовать столь дорогое (400 млн фунтов) строительство. Более подробно о клубе и его экономике мы писали совсем недавно.
8. «Милан» – 210 млн
Динамика за последние 5 лет: 206 – 215 – 220 – 229 – 210 Телетрансляции: 122,5 млн (58%) Билеты и абонементы: 26,7 млн (13%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 60,3 млн (29%) Посещаемость и вместимость: 55 900 (80 100)
Спортивные результаты: пятое место в серии А, поражение в первом раунде плей-офф Лиги чемпионов.
Положение вещей: для кого-то, возможно, это главная новость нынешнего реестра Deloitte: впервые за все время его существования в топ-7 нет итальянцев. Тогда как еще по итогам сезона-05/06 серия А была представлена в семерке самых доходных клубов мира сразу тремя – «Юве», «Миланом» и «Интером». А в сезоне-04/05 «Милан» и «Юве» входили в топ-4, отставая от «Реала» и «МЮ» по выручке не так уж сильно.
Главная новость реестра Deloitte: впервые в топ-7 нет итальянских клубов, а ведь еще 2 года назад было три
8-процентное падение доходов «Милана» по сравнению с прошлогодними показателями тут не самое неприятное: все-таки годом ранее «россонери» выиграли Лигу чемпионов, в которую на этот раз не попали вовсе (забавно, к слову, что при всем при этом средняя посещаемость матчей команды выросла на 9000). Неприятна стагнация. Посмотрите на динамику последних 5 лет: доходы «Милана» не растут. Кроме того, на протяжении всех последних сезонов клубный бюджет более чем наполовину наполняется за счет продажи телеправ. Все сказанное здесь, в главке про «Милан», в равной степени относится к «Интеру» с «Юве» и частично к «Роме». Зависимость этих клубов от телевизионных контрактов с Mediaset не может не пугать болельщиков в связи с грядущим в 2010-м году переходом на коллективную продажу прав. Серия А будет реализовывать права всех 20 клубов одним пакетом (как это делают сейчас премьер-лига и бундеслига) и распределять доходы между ними согласно некоей формуле. Многое зависит от формулы, конечно. Но едва ли «Милан», «Юве», «Интер» и «Рома» будут теперь получать от телевидения десятикратно больше «торино» с «аталантами» (доходы английских топ-клубов от телевидения превышают доходы аутсайдеров не более чем в 3 раза). Эта перемена должна укрепить экономику середняков и аутсайдеров, но итальянские суперклубы, скорее всего, зарабатывать на продаже телеправ станут меньше.
Им ничего не остается, кроме как выправлять положение с продажей билетов и абонементов. Положение прискорбное: на данный момент ситуация с активными, стадионными болельщиками в Италии чем-то напоминает российскую, когда болельщик – не столько потребитель, лелеемый и ценимый, сколько обуза, от которой не избавишься. При равной вместимости стадионов «МЮ» за 6 матчей собирает столько же, сколько «Милан» за весь сезон – включая и чемпионат, и кубки.
Потеря позиций в Football Money League уже вынудила итальянцев выходить на европейский трансферный рынок с корзинкой поскромнее. Но если ситуация будет развиваться в том же духе, «Милану» и Ко придется периодически выставлять на этом рынке самое дорогое. Не случайно в офисе на виа Турати были морально готовы даже к продаже Кака. 9. «Рома» – 175 млн
Динамика за последние 5 лет: 97 – 120 – 115 – 145 – 175 Телетрансляции: 105,7 млн (60%) Билеты и абонементы: 23,4 млн (13%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 46,3 млн (27%) Посещаемость и вместимость: 36 200 (72 700)
Спортивные результаты: второе место в серии А, победа в Кубке Италии, поражение в четвертьфинале Лиги чемпионов от ее победителя – «МЮ».
Положение вещей: «Рома» – единственный итальянский клуб, последовательно наращивающий доходы на протяжении последних лет, и «большая тройка» в Италии, кажется, превратилась в «четверку». Второй год кряду выручка команды растет более чем на 20%, тогда как «Милан», «Интер» и «Юве» стоят на месте или даже деградируют. Mediaset уже отнес «Рому» к грандам, выписав ей контракт по тарифам суперклуба, и это – главная причина роста бюджета «джиалоросси», наряду с выходом в четвертьфинал Лиги чемпионов два года подряд. Контракты с титульным (Wind) и техническим (Kappa) спонсорами у «Ромы» относительно скромны: в сезоне-07/08 они принесли 7 млн и 4,8 млн соответственно.
Зарабатывать на продаже билетов и абонементов у «Ромы» получается неважно. Выручка римлян с каждой игры составляет в среднем лишь 870 тысяч евро, что более чем в пять раз уступает «Манчестер Юнайтед» при сопоставимой вместительности стадиона. Несмотря на яркое выступление в сезоне-07/08, средняя посещаемость матчей «Ромы» лишь слегка превысила отметку в 36 тысяч человек. У всех других клубов из делойттовской топ-10 она выше, а из топ-20 по посещаемости «Роме» уступают лишь «Юве» и «Тоттенхэм» с их небольшими стадионами. В Риме сетуют на устаревшую арену, что во многом правда (хотя «Стадио Олимпико» примет финал нынешней Лиги чемпионов), и поговаривают о строительстве новой. 10. «Интер» – 173 млн
Динамика за последние 5 лет: 152 – 161 – 188 – 177 – 173 Телетрансляции: 107,7 млн (62%) Билеты и абонементы: 28,4 млн (17%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 36,8 млн (21%) Посещаемость и вместимость: 53 300 (80 100)
Спортивные результаты: в сезоне-07/08 «Интер» взял третье кряду скудетто и дошел до финала Кубка Италии, но завершил борьбу в Лиге чемпионов уже в первом раунде плей-офф – второй год кряду.
Положение вещей: «Интер» и «Милан» могут быть антиподами на поле, но с точки зрения экономики их проблемы и перспективы совершенно идентичны – перечитайте еще раз главку о «россонери». Здесь приведу лишь суммы контрактов «Интера» с титульным (Pirelli) и техническим (Nike) спонсорами – 8,4 млн и 7,5 млн евро соответственно. 11. «Ювентус» – 168 млн
Динамика за последние 5 лет: 199 – 212 – 231 – 141 – 168 Телетрансляции: 106,6 млн (64%) Билеты и абонементы: 12,5 млн (7%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 48,4 млн (29%) Посещаемость и вместимость: 21 800 (25 400)
Спортивные результаты: в свой первый после возвращения из ссылки в серию B сезон «Юве» стал третьим, в еврокубках не выступал.
Положение вещей: несмотря на возвращение в серию А, «Юве» пока не удается вернуться к прежнему уровню доходов, который еще в сезоне-05/06 позволял клубу быть в тройке лидеров реестра Deloitte. И одним возвращением в Лигу чемпионов, состоявшимся в сезоне-08/09, прежних позиций в Football Money League уже не вернуть. Из контрактов с телевидением, а также титульным и техническим спонсорами клуб выжимает максимум: Nike приносит «Ювентусу» 12,4 млн евро в год, New Holland Group – 11 млн евро в год (сравните с цифрами «Ромы»). Но доход «Старой синьоры» от билетов/абонементов остается ничтожным (лишь 7% бюджета). «Юве» уже решился на строительство нового стадиона, уступив за 75 млн евро 12-летние права на его название и использование нескольких корпоративных лож концерну Sportfive. Планировалось, что новый туринский 40-тысячник должен быть готов к сезону-11/12. Успеют ли?
Самые богатые клубы мира, часть 3: от «Лиона» и «Тоттенхэма» до «Сити» и «Фенербахче»
Доходы «Лиона» удвоились за пять лет, впервые в топ-20 рейтинга Deloitte попал клуб из Турции, а «Ньюкасл» все никак не может из него выпасть. Третья часть досье самых богатых клубов Европы – лучше поздно, чем никогда.
Обсуждение источников доходов клубов, занявших в Football Money League места с 6-го по 11-е, предварим ссылкой на первую и вторую части исследования и двумя оговорками:
1) Все команды отрейтингованы по доходам, не включающим в себя трансферную деятельность;
2) Все суммы взяты из исследования Deloitte по итогам сезона-07/08 и приведены в евро. 12. «Лион» – 156 млн
Динамика за последние 5 лет: 72 – 93 – 128 – 141 – 156 (все суммы – в млн евро) Телетрансляции: 75 млн (48% от доходов клуба) Билеты и абонементы: 21,8 млн (14%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 58,9 млн (38%) Посещаемость и вместимость: 37 300 (40 500)
Спортивные результаты: Очередные победы в чемпионате и Кубке Франции, вылет в 1/8 финала Лиги чемпионов от «МЮ».
Положение вещей: Обратите внимание на динамику роста: «Лион» – единственный клуб в топ-20, доходы которого за 5 лет удвоились. И это не считая доходов от продажи футболистов, для делойттовской топ-20 – чуть ли не рекордных. В сезоне-07/08 клуб выручил от трансферов на 20 млн евро больше, чем на них потратил, а годом ранее – на 21,4 млн. Почти половину своей нетрансферной выручки французский суперклуб (после шестой кряду победы в национальном чемпионате такой приставки для «Лиона» уже никому не жалко) получает от телевидения. За права на показ национального чемпионата во Франции платят 600 млн евро в год – заметно больше, чем в Германии. Доходы клуба от продажи билетов и абонементов (0,8 млн евро в среднем за матч) пока скромны и, видимо, останутся такими до строительства нового 60-тысячника. Пока, впрочем, отложенного, вместе с планами по строительству футбольных школ в Северной Африке, США и даже Индии. Скорее всего, отложено все это ненадолго: «Лион» отчаянно рвется в десятку самых богатых и самых главных клубов Европы. В роли первого парня во Франции Жану-Мишелю Оля давно уже тесно. 13. «Шальке-04» – 148 млн
Динамика за последние 5 лет: 91 – 97 – 123 – 114 – 148 Телетрансляции: 56 млн (38%) Билеты и абонементы: 32,3 млн (22%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 60,1 млн (40%) Посещаемость и вместимость: 61 300 (61 300)
Спортивные результаты: Третье место в бундеслиге, поражение в четвертьфинале Лиги чемпионов от «Барселоны».
Положение вещей: Тех, кто в комментариях выражал надежду увидеть в топ-20 «Зенит», стоит пока считать чрезмерными оптимистами, но одна команда с надписью «Газпром» на груди в рейтинге Deloitte все же есть. Это «Шальке-04», шагнувший по сравнению с предыдущим рейтингом на три строчки вверх. Отчасти – благодаря суперконтракту со все тем же «Газпромом»: это 5,5-летнее соглашение может принести команде от 100 до 125 млн евро в зависимости от результатов. В отличие от нынешнего сезона, в прошлом результаты у «Шальке» были неплохими, что положительно отразилось также на телевизионных и билетных доходах клуба. 61-тысячная «Велтинс Арена» заполнялась на каждом матче, и если бы билеты в Германии стоили столько же, сколько в Англии, «Шальке» бы мог претендовать на топ-10. 14. «Тоттенхэм» – 145 млн
Динамика за последние 5 лет: 100 – 105 – 107 – 153 – 145 Телетрансляции: 50,9 млн (35%) Билеты и абонементы: 51,0 млн (35%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 43,1 млн (30%) Посещаемость и вместимость: 36 000 (36 300)
Спортивные результаты: 11-е место в премьер-лиге, победа в Кубке Лиги, поражение в 1/16 Кубка УЕФА.
Положение вещей: Титульный спонсор «Тоттенхема», интернет-казино Mansion, с одной стороны, вполне щедр – надпись в несколько дюймов на футболке приносит клубу 10,7 млн евро. Но с другой стороны, даже Павлюченко на такие деньги не купишь. Здесь (и далее – в случае с «Ньюкаслом» и «Манчестер Сити») мы имеем дело с английским футбольно-экономическим феноменом: команда может из года в год играть неважно или попросту плохо, но если она при этом не теряет болельщиков и не вылетает из премьер-лиги с ее телевизионными суперконтрактами, то выручка продолжает расти. В случае «Тоттенхэма» рост вышел вполне впечатляющим: в полтора раза за 5 лет, которые принесли команде два виртуальных титула «сильнейшей команды Англии за пределами Big Four» и один осязаемый трофей – Кубок Лиги.
К слову, это же касается «Астон Виллы», «Эвертона» и «Вест Хэма», оказавшихся на пороге делойттовской двадцатки. Если бы курс фунта по ходу сезона-07/08, не упал, то все три этих клуба попали бы в рейтинг Deloitte и топ-20 стала бы наполовину английской. 15. «Гамбург» – 128 млн
Динамика за последние 5 лет: 70 – 75 – 102 – 120 – 128 Телетрансляции: 28,7 млн (22%) Билеты и абонементы: 45,5 млн (36%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 53,7 млн (42%) Посещаемость и вместимость: 54 800 (55 000)
Спортивные результаты: Четвертое место в бундеслиге, поражение в 1/16 Кубка УЕФА.
Положение вещей: Сезон вне Лиги чемпионов не оставил «Гамбург» вне рейтинга Deloitte: похоже, команда из второго по величине города Германии тут надолго. Этот город слывет еще и богатым, что позволяет клубу держать цены на билеты на предельном в Германии уровне и зарабатывать на этом куда больше «Шальке» и «Штутгарта». 16. «Марсель» – 127 млн
Динамика за последние 5 лет: 88 – 65 – 85 – 99 – 127 Телетрансляции: 69,4 млн (55%) Билеты и абонементы: 23,5 млн (18%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 33,9 млн (27%) Посещаемость и вместимость: 52 600 (60 000)
Спортивные результаты: Третье место в чемпионате Франции, вылет из Лиги чемпионов после группового этапа и поражение в 1/16 Кубка УЕФА от «Зенита».
Положение вещей: Главные составляющие финансовых успехов «Марселя» – рекордная для Франции посещаемость (52 600 в среднем на матче) и новый телевизионный суперконтракт. Кто-то удивится, но у Франции в Deloitte Top 20 теперь столько же команд, сколько у Испании – две. 17. «Ньюкасл» – 126 млн
Динамика за последние 5 лет: 137 – 129 – 124 – 129 – 126 Телетрансляции: 51,9 млн (41%) Билеты и абонементы: 41,0 млн (33%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 32,7 млн (26%) Посещаемость и вместимость: 51 300 (52 400)
Спортивные результаты: 12-е место в премьер-лиге.
Положение вещей: Это единственный клуб двадцатки Deloitte, доходы которого на протяжении 5 лет почти неуклонно снижаются – впрочем, не настолько сильно, чтобы выбросить команду из рейтинга. Место в премьер-лиге «Ньюкаслу», избалованному преданностью болельщиков (те раскупают дорогостоящие билеты на «Сент-Джеймс Парк», как бы плохо он ни играл), потерять, похоже, проще: после нескольких лет прозябания на надцатых местах он отчетливо стоит на вылет. 18. «Штутгарт» – 112 млн
Динамика за последние 5 лет: 72 – 63 – 63 – 88 – 112 Телетрансляции: 43,9 млн (39%) Билеты и абонементы: 18,7 млн (17%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 48,9 млн (44%) Посещаемость и вместимость: 51 200 (57 000)
Спортивные результаты: Шестое место в бундеслиге, вылет из Лиги чемпионов после группового турнира.
Положение вещей: «Штутгарт» впервые попал в топ-20 годом ранее благодаря неожиданной победе в чемпионате Германии. А задержался в ней благодаря доходам от Лиги чемпионов (они формируют телевизионые поступления «Штутгарта» почти наполовину) и выгодным спонсорским контрактам с «Пумой», «Мерседесом» и энергетической компанией EnBW. Теперь в рейтинг Deloitte входят сразу 4 немецких клуба. Дальше – больше. 19. «Фенербахче» – 111 млн
Динамика за последние 5 лет: неизвестно – неизвестно – 62 – 87 – 111 Телетрансляции: 26,7 млн (24%) Билеты и абонементы: 27,9 млн (25%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 56,7 млн (51%) Посещаемость и вместимость: 42 500 (52 000)
Спортивные результаты: Второе место в чемпионате Турции, вылет в четвертьфинале Лиги чемпионов от «Челси».
Положение вещей: Это первый турецкий клуб, угодивший в топ-20 за всю историю рейтинга – и единственный в нынешнем рейтинге не из чемпионатов «большой пятерки» (прежде такое случалось с «Аяксом», «Селтиком», «Рейнджерс» и «Бенфикой»). Половину выручки составляют спонсорство и мерчандайзинг: команду крупнейшего спортобщества страны охотно поддерживают ведущие турецкие компании, а футболки «Фенербахче» продает сотнями тысяч. Средняя посещаемость в 42,5 тысяч – самая большая в Турции. Продвижение в Лиге чемпионов до четвертьфинала принесло клубу дополнительные 17,3 млн евро отчислений от УЕФА. 20. «Манчестер Сити» – 104 млн
Динамика за последние 5 лет: 94 – 90 – 89 – 85 –104 Телетрансляции: 54,6 млн (53%) Билеты и абонементы: 23,4 млн (22%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 26,0 млн (25%) Посещаемость и вместимость: 42 100 (47 700)
Спортивные результаты: Девятое место в премьер-лиге.
Положение вещей: «Манчестер Сити» за последние годы ни разу не поднялся в Англии выше 8-го места, но с экономической точки зрения неплохо чувствовал себя и без инвесторов из Абу-Даби. Интересно, как будут развиваться события с их появлением.
|